Online-Консультация image description
13.09.2010

Интервью заместителя генерального директора Центра Б.А.Кушнина по вопросам применения нового федерального закона №83-ФЗ

            Новый федеральный закон №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений" изменит статус бюджетных учреждений и существующую практику их управления и финансирования. 

В связи с этим у  работников бюджетных организаций возникло беспокойство по поводу заработной платы, а у остальных людей тревога, что государственные услуги станут платными. Разъяснить суть нововведения мы попросили заместителя генерального директора московского Центра экономических проектов Бориса Кушнина, которого администрация Братска пригласила  на двухдневный семинар для руководителей отраслевых департаментов, комитетов и муниципальных учреждений.

 

- Борис Александрович, в чем суть нового закона?

 

- Суть закона №83-ФЗ заключается в переходе от сметного финансирования бюджетных учреждений к финансированию услуг, что должно способствовать повышению их качества и объема. При этом сеть бюджетных учреждений должна существенно модифицироваться. Они изменят статус, а вместе с ним практику управления и финансирования.

 

- По закону будет три типа муниципальных учреждений: казенные, бюджетные нового типа и автономные. Чем они отличаются и что у них общего?

 

-  Казенные учреждения фактически - это нынешние бюджетные учреждения. У них сохраняется сметный принцип финансирования и контроль за целевым использованием средств. Все доходы, которые они будут получать, в силу возможностей, прописанных в уставе, будут изыматься в бюджет города.

 

Бюджетные учреждения нового типа получат определенную степень финансовой свободы. Появятся план финансово-хозяйственной деятельности и муниципальное задание, на выполнение которых будет выплачиваться субсидия. То есть, школа, например, будет финансироваться не по смете - столько-то на мел, столько-то на мебель и столько-то на зарплату, а общей суммой на все сразу, после чего администрация учебного заведения вместе с управляющим советом будут распределять деньги в зависимости от конкретных нужд и потребностей.

 

Автономным учреждениям законодатели еще раньше предоставили возможность самим распоряжаться заработанными средствами. Кроме того, они не размещают заказы на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, не устраивают конкурсные торги, где единственным критерием определения победителя является цена, экономя таким образом и время, и средства, поскольку мерилом при закупке материалов или услуг служит соотношение цены-качества на них.

 

Но если раньше автономные учреждения могли создаваться в любой сфере, то теперь только в социальной - образовании, культуре, здравоохранении, физкультуре и спорте, науке, занятости и социальной защите населения.

 

Казенные учреждения по своим обязательствам отвечают денежными средствами учредителя, а для остальных предметом ответственности является имущество, приобретенное на заработанные средства.

 

- Главная задача, которая стоит перед учреждениями, – исполнение муниципального задания. А каков главный критерий исполнения?

 

– Главный критерий - качество. Проверяющие теперь будут смотреть не на то, как и куда потратили деньги, а как выполнили задание. Показатели качества будут не абстрактными - улучшить, повысить или завести «книгу жалоб», а проверяемыми и документально подтверждаемыми.

 

- Что произойдет, например, со школой, если она не будет отвечать требованиям?

- В следующий раз она не получит государственное задание. Законодатели предполагают, что стремление тех же школ получить государственное задание и финансирование под его выполнение повысит качество предоставляемых услуг.

 

- Не будет ли урезано денежное содержание бюджетных учреждений?

 

- При сохранении объема оказанных учреждением услуг размер финансирования из бюджета не уменьшится. Изменится лишь способ доведения денег – не по смете, а через субсидию на государственное задание, а также «иные субсидии». Например, главный распорядитель бюджетных средств может предусмотреть субсидию на развитие или субсидию на закупку дорогостоящего оборудования, на капитальный ремонт и так далее.

 

Авторы закона предполагали, что у бюджетных учреждений нового типа появится стимул рачительно относиться ко всем ресурсам, поскольку все, что учреждение сможет сэкономить, ему будет оставлено. Сэкономленные средства можно будет использовать  на повышение качества учебного или лечебного процесса, например, на приобретение оборудования.

Кроме того, бюджетное учреждение имеет возможность оказывать платные услуги, а значит, зарабатывать сверх того, что получит из бюджета.

 

- Имея неограниченные возможности по зарабатыванию денег, не станут ли учреждения бюджетной сферы наращивать объем платных услуг населению, а бесплатные сокращать?

 

- Ни для кого не секрет, что  многие услуги в школах, больницах неофициально уже давно стали оплачиваемыми. По новым правилам учреждения, желающие зарабатывать дополнительные средства, должны будут делать это легально и прозрачно. Опасения по поводу того, что платные услуги будут превалировать над бесплатными, напрасны, поскольку задание будет основано на государственном стандарте, обязательном для исполнения. Например, если по государственному стандарту образования в первом классе положено в неделю дать бесплатно 20 часов общего образования и 10 часов дополнительного за счет муниципалитета, они и будут даны. И если хотя бы за один час из этих 30 руководитель учреждения возьмет плату с родителей, его ждет встреча с прокурором.

 

- Сегодня учреждения оказывают платные услуги, используя имущество, которое выделяется и финансируется за счет бюджетных средств. Грядут ли какие-то перемены в этом плане?

 

- Закон вводит ограничения для бюджетных учреждений нового типа. Если платные услуги предоставляются на базе имущества, выделенного учредителем, учреждения лишаются финансирования на его содержание. В связи с этим муниципалитетам предстоит контролировать использование своего имущества. Исходя из этого, часть зарабатываемых средств руководители должны будут пускать на развитие материально-технической базы. Чем лучше база, тем выше качество предоставляемых услуг и, как следствие, больше потребителей.

 

- Не грозит ли смена статуса сокращением работников или уменьшением их зарплаты?

 

- Смена статуса не является реорганизацией, поэтому никаких сокращений, увольнений, снижений заработной платы, связанных с переходом в новую форму, не предполагается.

 

Однако любое учреждение будет заинтересовано в эффективной работе, поскольку показатели качества напрямую связаны с объемами работ, и под них рассчитано финансирование. Поэтому руководителю придется выбирать: сохранять ли работников на низкой зарплате или делать ставку на высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов, а, может, привлечь молодежь, способную привнести новые технологии.

 

- Кто и когда должен принять решение о смене статуса?

 

- Определиться с новой формой должны учреждения совместно с распорядителями бюджетных средств. Для безболезненного приведения правового положения существующих учреждений в соответствие с требованиями закона, законодатели предусмотрели переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года, в течение которого финансирование будет не ниже объема, предусмотренного до реорганизации.

 

Принимая во внимание, что бюджет города на последующий год формируется  в конце предыдущего, а также учитывая требования закона, необходимо до 1 декабря 2010 года сформировать и утвердить исчерпывающий перечень учреждений каждого типа. Определиться с выбором статуса бюджетники Братска должны до конца 2011 года (примечание председателя комитета финансов администрации Братска Наталии Бояриновой).

 

Процедура перевода из одного статуса в другой упрощена. В течение переходного периода можно попробовать перейти в новую форму, а если не понравится, вернуться обратно. Здесь многое зависит от степени готовности руководителя самостоятельно вести финансово-хозяйственную деятельность, самостоятельно нести ответственность за качество предоставляемых услуг.

 

Следует признать, что у всех учреждений разные стартовые возможности. В бюджете не хватает средств, чтобы всех подтянуть до определенного уровня. Поэтому переходить в новые формы целесообразно более благополучным учреждениям. И если учредитель создает бюджетное учреждение нового типа, он должен обеспечить его имуществом, достаточным для того, чтобы нормально функционировать.

 

Новый закон предоставляет учреждениям больше прав и свобод, больше самостоятельности, но также предполагает и большую ответственность. Раньше руководители и специалисты учреждений отвечали в основном за организацию образовательного, лечебного или иного процесса, а за правовые и финансовые вопросы делили ответственность с централизованными бухгалтериями и учредителем. Сейчас наступает период перехода от управления затратами к управлению результатами, а для этого требуется, чтобы главный врач и директор дворца культуры, руководитель детсада или школы обладали необходимой решительностью и были не только профессионалами в своих сферах, но и хорошими менеджерами.