Online-Консультация image description
26.06.2012

В продолжение работ по проведению независимой антикоррупционной экспертизы Центром подготовлены экспертные заключения на проекты Федеральных Законов для Министерства финансов Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы ООО «Центр экономических проектов», аккредитованного (ой) в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов распоряжением Минюста России от 16.02.2010 № 1428-р, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов”, пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, проведена антикоррупционная экспертиза Проекта Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

В представленном Проекте Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» коррупциогенные факторы не выявлены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы ООО «Центр экономических проектов», аккредитованного (ой) в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов распоряжением Минюста России от 16.02.2010 № 1428-р, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов”, пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, проведена антикоррупционная экспертиза
Проекта Федерального закона «О внесении изменения в статью 861 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в части ограничения максимального размера платежа за наличный расчет при осуществлении расчетов гражданами в торгово-сервисных организациях.   

В представленном Проекте Федерального закона «О внесении изменения в статью 861 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в части ограничения максимального размера платежа за наличный расчет при осуществлении расчетов гражданами в торгово-сервисных организациях (далее - Проект) выявлены коррупциогенные факторы.

Полагаем, что в Законе содержится положение, которое в соответствии с пп. 3 и 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 (далее – Методика) может быть отнесено к коррупционным факторам: Коррупциогенные факторы, указанные в п. «а» ч. 3 Методики, состоящие в широте дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

В частности, в Проекте не указывается ответственность за нарушение предельной суммы при расчетах наличными денежными средствами. Разработчики Проекта ссылаются на международный опыт применения норм, устанавливающих предельные суммы при расчетах наличными денежными средствами.

Проект предлагает ввести ограничение на приобретение за наличный расчет товаров (работ, услуг) на сумму свыше 600 000 рублей. В процессе реализации указанной ограничительной меры заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России будет проводиться оценка состояния развития платежной инфраструктуры. При повышении уровня развитости платежной инфраструктуры, а также развитием финансовой грамотности и культуры потребления за безналичный расчет, лимит на ограничение максимальной суммы платежа наличными средствами может быть в дальнейшем понижен.

Можно сделать вывод о том, что данная норма вводится до «хороших времен», что противоречит принципу свободы договора, установленному Гражданским кодексом РФ.

Кроме того, норма об ограничении расчетов гражданами может привести к необоснованному увеличению доходов расчетных организаций, осуществляющих перевод денежных средств при осуществлении соответствующих расчетов.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что данный Проект закона не соответствует ч.1 ст. 8 Конституции РФ. Помимо этого, законопроект не предусматривает ответственности за использование в обороте большей суммы, чем указано в нем. Все это может привести к злоупотреблениям правами и свободами человека и гражданина со стороны государства.

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается отказаться от принятия рассматриваемого проекта Закона.