Online-Консультация image description
16.07.2010

«Преодолевая пространство и время». Статья Генерального директора Центра К.В.Захарова в журнале «Городское управление» №5 2010 г.

Население крупных регионов, мегаполисов и небольших районных центров в повседневной жизни практически ежедневно, и, как мы привыкли говорить, «на местах», взаимодействует с органами власти различных уровней при получении самых необходимых услуг - здравоохранения, образования, строительства, транспорта, коммуникаций и т.д. Это касается как организаций, так и частных лиц и связано с получением документации, справок, заявок, что сопровождается, как правило, очередями и подчас долгим ожиданием приема специалистов.

Возникают вполне очевидные и естественные вопросы - как можно сэкономить время и усилия, решая проблемы частного характера, если в современных условиях большинство населения, особенно в городах, в целом владеет информационными технологиями и имеет доступ к сети Интернет? Почему чиновник любого уровня, работающий непосредственно в повседневном контакте с населением и владеющий современными информационными методами работы, не может рассмотреть, согласовать и довести до заявителя документ (услугу) посредством коммуникационных технологий?

Именно поэтому Правительство России одобрило план перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде, который включает в себя оказание гражданам 74 услуг, разбитых на 20 категорий по общепринятой классификации, уже используемой в методологии и практике стран-членов Европейского Союза. Документ также включает четкие этапы движения в данном направлении, точно и конкретно определенные для каждого ведомства.

В тоже время, на сегодняшний день реалии бюджетного законодательства, практика управления общественными финансами и многочисленными процессами социально-экономической жизни муниципалитетов и регионов, в условиях, когда новые инструменты бюджетного планирования (государственные и муниципальные услуги, стандарты качества их предоставления, бюджетные задания, ведомственные и долгосрочные целевые программы, административные регламенты) предъявляют новые требования к оперативности и гибкости управления большими массивами разнородной информации, органы власти и управления ставят задачу разработки и внедрения единого информационно-функционального ресурса, решающего комплекс управленческих задач различной степени сложности и обеспечивающего формирование единого информационного пространства территории.

Как показывает анализ существующей практики внедрения элементов автоматизации на региональном и муниципальном уровнях власти, на сегодняшний день:

  • преимущественно преобладают локальные, стационарные, изолированные формы автоматизации отдельных процессов управления,
  • отсутствует единая комплексная информационная среда, способная объединить всех активных пользователей и решать не только информационно-справочные, но и учетно-аналитические, управленческие задачи, выстроить полноценную систему электронного документооборота.

Таким образом, очевидно, что необходимо рассматривать «электронное правительство» более комплексно и широко, а спектр решаемых задач должен охватывать не только взаимодействие органов власти и управления с населением, но и внутреннее, более эффективное и оперативное межведомственное и внутриведомственное взаимодействие.

Целями формирования электронного правительства являются:

• повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания;

• повышение открытости информации о деятельности органов власти и управления, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного и муницпльного управления;

• повышение качества административно-управленческих регламентов и процедур; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного и муниципального управления, обеспечение оперативности и полноты контроля результативности деятельности органов исполнительной власти.

Центром экономических проектов разработаны Порталы государственного и муниципального управления «Мой регион» и «Мой город», воплощающие в реальность идеи «электронного правительства» и представляющие собой новую форму организации регионального и муниципального управления, обеспечивающую, за счет широкого применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), качественно новый уровень оперативности и удобства взаимодействия органов власти с населением и бизнесом, на котором личное взаимодействие между государством и гражданином минимизировано.

На сегодняшний день формат «электронного правительства», предлагаемого на федеральном уровне, охватывает лишь услуги заявительного характера, связанные непосредственно с обращениями граждан и организаций в органы государственной власти. Центр экономических проектов при разработке программных продуктов попытался решить задачу внедрения комплексной управленческой системы нового поколения, где услуги заявительного характера занимают лишь пятую часть программы, а основная часть прикладного инструментария сосредоточена на системе управления регионом или муниципалитетом.

Учитывая, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наделены полномочиями по предоставлению, соответственно, государственных и муниципальных услуг населению, количество и требования к качеству которых могут различаться в различных территориях, специалистами Центра предусмотрена возможность адаптации и настройки системы под особенности и потребности конкретной территории, что делает систему гибкой, достаточно удобной и функциональной.

Информационной основой управленческой системы является массив сведений, поступающих от органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, населения и бизнеса в единую базу данных соответствующего управленческого звена посредством телематических каналов связи. Общая информационная база данных, в свою очередь, обеспечивает оперативное решение серии важнейших актуальных задач, стоящих перед органами власти и, соответственно, - перед населением и бизнесом.

«Единый портал государственного (муниципального) управления» является важнейшим инфраструктурным элементом управления, прочно замещающим место локальных, стационарных, изолированных форм автоматизации. Портал демонстрирует неоспоримые преимущества в условиях, когда необходимо соединить всех активных участников социально-экономической жизни территории субъекта федерации или муниципального образования в едином информационном пространстве в условиях удаленного доступа.

К уникальным возможностям системы относится практическая реализация отдельных элементов многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, когда многие электронные сервисы, в том числе, такие, как запись на прием в поликлинику, постановка в очередь в детский сад, участие в школьной жизни ребенка становятся реально возможными и доступными.

Функциональные возможности системы включают в себя несколько модулей, которые решают задачи:

- для населения и бизнеса;

- для исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- для поставщиков государственных и муниципальных услуг (бюджетных и автономных учреждений);

- для финансового органа субъекта федерации, муниципального образования;

- для органа управления экономикой региона и муниципалитета;

- для Главы администрации.

Причем модульный характер системы предусматривает возможность внедрения и настройки под специфику и особенности Заказчика отдельных функциональных модулей портала, а также проведение консультационно-методологического сопровождения в процессе внедрения системы управления.

Так, в едином информационном пространстве можно быстро:

- найти подробную информацию об определенной интересующей услуге;

- наглядно и оперативно получить руководство к действию; выбрать интересующих поставщиков услуги;

- ознакомиться с нормативной базой и изучить правовое регулирование;

- получить сопутствующие электронные бланки документов и посмотреть примеры их заполнения;

- узнать, чем в конкретной ситуации может оказаться полезным тот или иной орган власти и управления.

Гибкий функционал поиска позволяет оперативно получить актуальную информацию в необходимой разрезности, отобрать данные по заданным пользователем категориям.

Система позволяет также получить доступ к услуге виртуально, посредством электронных сервисов.

Особенностью системы является реализация принципа централизации справочников данных. Это означает, что большинство параметров и свойств, используемых на портале, задаются централизовано и, как следствие, - отсутствует необходимость их изменения при заполнении отдельных форм и документов. Процессы максимально автоматизированы.

Принять участие в управлении регионом и выразить свое мнение о качестве предоставляемых услуг жители и организации могут через электронный сервис опросов, включающий в себя анкетирование населения и предприятия региона по актуальным направлениям качества предоставляемых услуг. Данный инструментарий позволяет, в свою очередь, учитывать мнение населения и бизнеса при определении приоритетов территориального социально-экономического развития.

Рубрика «Открытый бюджет» в полной мере раскрывает простой и удобный функционал мониторинга и анализа данных по планированию и исполнению доходной и расходной части бюджета на любую, выбранную пользователем заданную дату. Появляется возможность оценить параметры бюджета в любой заданной разрезности и получить объективную информацию о финансово-бюджетной политике субъекта Российской Федерации или муниципального образования вне зависимости от уровня подготовки и наличия специальных экономических знаний у пользователя системы.

Портал в большой степени решает вопросы сокращения существенных объемов механической работы, ошибок, зачастую связанных с человеческим фактором. Повышение эффективности решается за счет автоматизации и формализации многочисленных повседневных управленческих процедур, внедрения в практику системы управления документами и индикаторами. Все показатели в системе вводятся только один раз и в дальнейшем используются в различных учетных и аналитических операциях, что исключает формирование «двойной статистики» и искажение документов отчетности.

Например, функциональное наполнение программного решения позволяет решать весь спектр задач, связанных с формированием, согласованием, доведением, корректировкой, реализацией процедур мониторинга и контроля исполнения государственных и муниципальных заданий на предоставление бюджетных услуг, обеспечением подготовки отчетности об исполнении заданий.

В едином информационном пространстве становится возможным управление и конфигурирование индивидуального рабочего пространства в личном кабинете пользователя, выполнение различных функциональных и учетных операций, например, таких как:

- ведение реестра государственных (муниципальных) услуг и подведомственных «поставщиков»;

- формирование и доведение государственных (муниципальных) заданий на предоставление государственных (муниципальных) услуг.

Система позволяет вести реестры услуг, создавать новые услуги с заданными параметрами, различные редакции услуг. Информация об услугах, введенная в рамках реестра в дальнейшем используется во всех сервисах.

Это означает, что пользователю достаточно один раз в реестр занести, например, пользователя услуги и расходное обязательство, и в дальнейшем данная информация автоматически будет отображаться в таких сервисах, как «государственное (муниципальное) задание», «ведомственные и долгосрочные целевые программы», информации об услугах и прочее.

Представляя собой инновационный механизм информационного и координационного взаимодействия деятельности различных субъектов в структуре органов исполнительной власти и вне ее, направленный на решение широкого спектра управленческих задач, Портал государственного (муниципального) управления в перспективе является неотъемлемым элементом единого информационного пространства как регионального, так и федерального уровней.

Применение публичных программных сервисов позволит наиболее оптимальным способом обеспечить оперативное реагирование органов власти и управления на запросы и потребности населения, позволит сделать прозрачной и более четко скоординированной систему механизмов осуществления властных полномочий.

Кроме того потенциал системы позволяет также обеспечить:

  • проведение мониторинга оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;
  • настраивание системы планирования деятельности учреждений в различных отраслях социальной сферы и городского хозяйства;
  • получение полной и достоверной информации для расчета стоимости расходных обязательств, формирования отраслевых методик финансирования, обоснования объемов бюджетных ассигнований. 

Применение единого информационно-аналитического ядра системы позволит в текущем режиме осуществлять мониторинг и контроль деятельности каждого из субъектов бюджетного планирования, своевременно выявлять и устранять ее проблемные аспекты, развивать и укреплять лучшие стороны практики управления.

Благодаря функциональным возможностям портала глава администрации всегда вооружен инструментарием для осуществления контроля за соблюдением планов и программ развития территории, выполнения стандартов предоставления услуг, оценки качества финансового менеджмента распорядителей и получателей бюджетных средств, своевременного выявления «нарушителей» и принятия адекватных мер оперативного реагирования.

Посредством реализации функционала системы сформирована информационная инфраструктура системы предоставления государственных и муниципальных услуг качественно иного уровня.

И, что самое главное, в условиях дефицитности и ограниченности финансовых ресурсов у публично-правовых образований, не требуется приобретения специального оборудования для распределенной настройки системы; для пользователей достаточно иметь доступ к сети интернет и необходимую пропускную способность каналов связи, что делает систему недорогой в эксплуатации и сопровождении.

Данный продукт был отмечен золотой медалью Второго национального инвестиционного форума «Муниципальная Россия», проходившего в г.Москве 18-20 ноября 2009 года. Практическая реализация и внедрение прикладного инструментария в настоящее время осуществляется в ряде муниципальных образований и субъектов федерации на территории России.

Следует особо подчеркнуть, что порталы органично интегрируются в концепцию электронного правительства и являются неотъемлемой частью этой инновационной информационной системы. В идее порталов заложен двуединый принцип: совершенствование системы управления и обеспечение интерактивной связи власти и населения. Это технологии будущего, которые начинают работать уже сегодня, позволяя просто понять и реализовать сложные «правила игры».

 

Журнал «Городское управление» №5 2010 г.