Online-Консультация image description
14.09.2010

"Каждая бюджетная копейка должна работать на население", интервью Генерального директора Центра К.В.Захарова газете "Красное знамя Севера", 7.09.10, № 104(118)

Со вступлением в силу с 2011 года федерального закона № 83 судьба бюджетников в стране кардинально изменится. Некоторым придется жить на сухом казенном пайке, другим – получать субсидию и подрабатывать, третьим – крутиться самим. О том, пойдет ли на пользу законодательная революция в системе госучреждений всех отраслей, в эксклюзивном интервью «Красному знамени Севера» рассказал генеральный директор московского Центра экономических проектов Константин Захаров.

Лучше работа – больше денег

- Константин Валерьевич, поясните нашим читателям, к каким изменениям приведет новый закон?

- Главное, 83-ий закон позволит стимулировать работу руководителей и сотрудников бюджетных учреждений, которые оказывают услуги населению. Он вынудит их работать эффективно и тратить с умом каждую бюджетную (читай – народную) копейку. Зная, что с них за это спросят, руководители учреждений будут тратить казенные средства с большей пользой для дела. Сейчас они, прямо скажем, не заинтересованы в этом.

- В чем принципиально изменится система финансирования бюджетных учреждений?

- С принятием нового закона средства из бюджета будут выделяться не на деятельность учреждения как такового (например, расходы по содержанию зданий или на коммунальные услуги), а на финансирование конкретно той услуги, которою учреждение оказывает населению. Чем лучше учреждения будут оказывать свои услуги, тем больше средств они смогут получать из бюджета.

- То есть люди будут больше довольны тем, как их будут лечить, учить, развлекать, если речь о культуре?

- На это и нацелены нововведения. В первую очередь, должно повыситься качество услуг. Именно этот фактор станет оценкой деятельности руководителей бюджетных учреждений – и муниципальных, и региональных, и федеральных. Жалобы со стороны граждан, например, на очереди в поликлиниках, на хамство учителей, на бумажную волокиту станут поводом для разбирательств органов власти с руководителями учреждений.

- Его, как обычно, пожурят и все?

- Можно будет не ограничиваться тем, чтобы просто погрозить пальцем. Наказание возможно разное. Вплоть до увольнения. 

Нужна встряска-учреждениям, руководителям.

- Многие учреждения в Коми уже переведены в статус автономных. Особенно тяжело это далось тем, которые подведомственны Минкультуры республики.

- Неудивительно. И знаете почему?

- Почему?

- Потому что бюджетные организации, не только подведомственные культурному ведомству, но и всем остальным министерствам, привыкли к тем устоям, которые существовали в системе с давних времен (в рамках бюджетного финансирования).

- Прямо-таки все?

-  Специфика менталитета любого руководителя, к сожалению досталась нам с советских времен, если совершу ошибку – авось не накажут,если денег не хватает-бюджет подкинет, не даст умереть учреждению и т.д. Большинство директоров театров, главврачей больниц, руководителей спортивных объектов и прочих сидели и сидят на бюджетной игле и привыкли, что бюджетный рубль сам придет в систему. Они не бегают за клиентами, а  ждут, когда кто-нибудь сам придет и запишется в кружок, в спортивную секцию, купит билет на спектакль... От количества потребителей услуг в настоящее время суммы бюджетного финансирования никак не зависит. Возьмем для примера абстрактное учреждение дополнительного образования: ну, записалось туда человек 20, а реально ходит половина, однако учреждение получает деньги на свое существование в полном объеме. При такой ситуации с чего директору быть заинтересованным в том, чтобы находить новые методы и формы привлечения детей? Оправдывать свои уставные цели не нужно, так зачем из кожи вон лезть? 83-ий закон – это ужесточение государственной бюджетной политики в стране и гораздо большая самостоятельность учреждений, отраслей.

Ошибку признали 

- В некоторых случаях приказной перевод бюджетных учреждений в статус автономных грозит их разорением и, соответственно, ликвидацией. Наша республика может лишиться, к примеру, некоторых своих музыкальных коллективов. В случае, если они сами не смогут крутиться в условиях рынка или не найдут менеджеров, которые за них будут это делать. Разве это правильно?

- Перегиб с автономиями этим законом корректируется. Федерация, скажем прямо, признала свою ошибку, когда всех в императивном формате переводила в автономии. На данный момент существуют три типа учреждений - новый бюджетный тип, автономный и казенный, которые  позволяют тех, кто не может зарабатывать, переводить на бюджетное содержание. От  казенного учреждения не будут требовать, допустим, привлечения новых солистов или разработки новых концертных программ. Но тогда артисты, входящие в такой коллектив, не должны просить повышать им регулярно зарплату и выдавать за красивые глаза, точнее за голос, премии. Этот закон во многих вопросах расставляет точки над «i». У нас ведь как поступают коммерчески состоятельные муниципальные учреждения? Зарабатывают деньги, ничего не перечисляют в бюджет, тратят все на себя, устанавливая бешеные оклады зарплаты и денежные поощрения. А когда возникают проблемы со зданием, в котором работают (оно же ветшает), деньги на ремонт просят у властей, то есть у своих учредителей. Так вы ж тоже государевы люди! Не тратьте все на себя, выделяйте средства и на содержание недвижимости! Это очень распространенная ситуация, которая также четко регулируется новым законом.  

- Константин Валерьевич, как вы считаете, в процессе жизни по новым правилам игры на что нашей республике следует обратить особое внимание?

- При любом варианте развития событий должны учитываться интересы коренного населения. Руководство региона должно помочь сохранить традиции своего народа, его язык, письменность. Это особенность характерна для многих национальных субъектов Федерации. Востребованные творческие коллективы, пропагандирующие местную культуру, национальные театры должны получать больше средств на свое развитие.  

Газета "Красное знамя Севера", 7.09.10, № 104(118)