Online-Консультация image description
24.12.2010

"Бюджетные" технологии в бюджетной сфере. Статья Генерального директора Центра К.В.Захарова в журнале "Бюджет", декабрь 2010

Население и мегаполисов, и небольших районных центров в повседневной жизни практически ежедневно взаимодействует с органами власти различных уровней при получении самых разных услуг в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, транспорта, коммуникаций. Это взаимодействие, связанное с получением всевозможных документов, справок, заявок, в большинстве своем сопровождается очередями. Как можно сэкономить время и усилия, решая проблемы частного характера, если в современных условиях большинство населения, особенно в городах, владеет информационными технологиями и имеет доступ к сети Интернет? Почему чиновник любого уровня, работающий непосредственно в повседневном контакте с населением и владеющий современными информационными методами работы, не может рассмотреть, согласовать и довести до заявителя документ (услугу) посредством коммуникационных технологий? На эти и другие вопросы отвечает Константин Валерьевич Захаров, генеральный директор Центра экономических проектов.

На сегодняшний день органы власти и управления ставят перед собой цель разработать и внедрить еди­ный информационно-функциональный ресурс, решающий комплекс управлен­ческих задач различной степени слож­ности и обеспечивающий формирова­ние единого информационного про­странства территории. Как показывает анализ существующей практики вне­дрения элементов автоматизации на региональном и муниципальном уров­нях власти, на сегодняшний день для регионов и муниципалитетов характер­на следующая картина:

  •  преобладают локальные, стацио­нарные, изолированные, а часто и очень дорогие формы автомати­зации отдельных процессов управ­ления;
  • отсутствует единая комплекс­ная информационная среда, спо­собная объединить всех активных пользователей и решать не только информационно-справочные, но и аналитические, управленческие задачи, выстроить полноценную систему электронного документо­оборота.

Все это вступает в противоречие с концепцией развития и использова­ния свободного программного обеспе­чения.

Очевидно, что, принимая решение о приобретении или разработке спе­циализированного программного обе­спечения, необходимо учитывать ряд параметров, позволяющих адекватно оценить возможности его примене­ния и развития. Наш Центр совмест­но с органами местного самоуправле­ния муниципалитетов и государствен­ного управления ряда субъектов РФ разработал Порталы государственного и муниципального управления «Мой регион» и «Мой город», воплощающие в реальность идеи электронного прави­тельства и представляющие собой но­вую форму организации регионального и муниципального управления, обеспе­чивающую за счет широкого примене­ния информационных и коммуникаци­онных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативного взаимо­действия органов власти с населением и бизнесом. При разработке программ­ных продуктов Центр попытался ре­шить задачу внедрения комплексной управленческой системы нового поко­ления, где услуги заявительного харак­тера занимают лишь пятую часть про­граммы, а основная часть прикладного инструментария сосредоточена на си­стеме управления регионом или муни­ципалитетом.

Учитывая, что субъекты РФ и му­ниципальные образования наделены полномочиями по предоставлению со­ответственно государственных и му­ниципальных услуг населению, коли­чество и требуемое качество которых могут различаться на различных тер­риториях, специалисты Центра преду­смотрели возможность адаптации и на­стройки системы под особенности и по­требности конкретной территории, что делает систему гибкой и функциональ­ной. «Единый портал государственно­го (муниципального) управления» яв­ляется важнейшим инфраструктурным элементом управления, прочно заме­щающим место локальных, стационар­ных, изолированных форм автомати­зации. Портал демонстрирует неоспо­римые преимущества в условиях, когда необходимо соединить всех активных участников социально-экономической жизни территории субъекта Федера­ции или муниципального образования в едином информационном простран­стве в условиях удаленного доступа.

С точки зрения простого жителя та­кие сервисы, как «электронная школа», «электронная очередь в детский сад», «запись на мероприятие», «электронная очередь» и многие другие, становятся возможными и доступными, а прямое общение с должностными лицами в ре­жиме онлайн теперь не вызывает слож­ностей. Таким образом, город для насе­ления становится открытым, а деятель­ность администрации — прозрачной.

Для работников ГРБС, получателей бюджетных средств как для практиков управления, повседневно занятых ру­тинной управленческой работой, пор­тал открывает широкий спектр функ­циональных возможностей и реше­ний. В функционал системы встроена единая методологическая платформа с максимальной степенью настраивае­мости и детализации под задачи кон­кретного пользователя. Быстро и с ми­нимальными трудозатратами портал позволяет решить такие важные управ­ленческие задачи, как:

  • ведение реестра государственных (муниципальных) услуг;
  • формирование государственных (муниципальных) заданий и их до­ведение до поставщика услуг, опе­ративный мониторинг отчетности и анализ ее исполнения;
  • создание ведомственных и долго­срочных целевых программ любой степени сложности и детализации, распределение мероприятий целе­вых программ по центрам ответ­ственности и контроль процесса их исполнения, проведение оценки эффективности;
  • контроль разнородных отчетов и обеспечение сбора информации по ним «снизу», от первоисточни­ка. Например, сегодня мы решаем актуальнейшую задачу сбора, ана­лиза и консолидации данных о со­стоянии кредиторской задолженно­сти бюджета и бюджетных учреж­дений города;
  • проведение мониторинга оценки качества финансового менеджмен­та главных распорядителей бюд­жетных средств. Методология про­ведения мониторинга оценки пред­полагает детализацию до уровня показателей оценки с возможно­стью просмотра расчетных параме­тров и динамику конкретного вы­бранного показателя;
  • настраивание системы планиро­вания деятельности учреждений в различных отраслях социальной сферы и городского хозяйства;
  • расчет стоимости расходных обяза­тельств, формирование отраслевых методик финансирования, обосно­вание объемов бюджетных ассиг­нований.

Для руководителей высшего звена единый портал государственного (му­ниципального) управления открывает широкие возможности для оператив­ного контроля, координации и управ­ления деятельностью органов власти; оценки в режиме реального време­ни эффективности и качества работы органов управления. Инструментарий портала управления предполагает реа­лизацию принципов «открытого управ­ления».

Возможности системы предусма­тривают:

  • внедрение системы индикативного управления территорией;
  • контроль соблюдения планов и про­грамм развития территории, выпол­нения стандартов предоставления услуг, качества финансового менед­жмента распорядителей и получа­телей бюджетных средств, своевре­менное выявление «нарушителей»;
  • отслеживание динамики и тенден­ций развития социальной и хозяй­ственной сфер;
  • постоянный мониторинг активно­сти главных распорядителей бюд­жетных средств и «поставщиков» услуг, выявление тех, кто своевре­менно не заносит данные в систему для принятия адекватных мер и бы­строго реагирования.

Таким образом, высшее руковод­ство теперь «видит» практически все процессы и всех исполнителей задач, имеет возможность в непрерывном ре­жиме контролировать и координиро­вать деятельность по любым направле­ниям и задачам органов исполнитель­ной власти.

Трехлетний опыт внедрения про­граммных продуктов позволил специ­алистам Центра выявить общую про­блему, характерную для многих реги­онов. К сожалению, вне зависимости от величины и «продвинутости» му­ниципального образования или субъ­екта Федерации большинство государ­ственных и муниципальных служащих до сих пор с компьютером на «вы», а не на «ты», в результате чего на их обу­чение тратится продолжительное вре­мя. Преимущество системы — эффек­тивные, не требующие существенных бюджетных затрат, в том числе на об­служивание и сопровождение, техно­логии программирования, использо­вание максимально дешевого инстру­ментария разработки, а также набора свободного программного обеспече­ния, позволяющего существенно со­кратить затраты на разработку и экс­плуатацию системы. Сегодня портал управления используются как в круп­ных, так и в небольших муниципаль­ных образованиях, обеспечивая связь муниципальных районов с поселени­ями, например, в таких регионах, как Московская, Кировская и Пензенская области, Пермский край, Республика Марий-Эл.

Журнал "Бюджет", декабрь 2010