Online-Консультация image description
03.11.2011

Моя первая очередь. Статья директора департамента инновационной деятельности Центра К.А.Немеца, журнал "Муниципалитет" №5-2011

Общеизвестно, что право каждого гражданина на доступное и бесплатное дошкольное образование гарантируется Конституцией РФ. Законодательство делегирует его реализацию органам местного самоуправления. Осуществление полномочия на муниципальном уровне содержит ряд проблемных аспектов, к которым относятся:

  • недостаток мест, большие очереди, ажиотаж при записи детей в детские сады;
  • недостаточная прозрачность процедуры зачисления в детские дошкольные образовательные учреждения.

Как следствие, возникает недоверие, социальная напряженность и недовольство населения, существенно снижается эффективность решения вопросов местного значения.

Трудности, возникающие при реализации управленческих функций, предопределены несовершенством организационных механизмов системы управления сферой дошкольного образования. К недостаткам следует отнести:

  • отсутствие надежных методов реализации управленческих функций (функция анализа потребностей и возможностей);
  • недостаточную гибкость организационных структур;
  • недостаточный уровень финансирования;
  • недостаточно эффективные информационное обеспечение и сопровождение процесса.

Одним из основных механизмов решения проблем, связанных с комплектованием и планированием сети учреждений, является внедрение средств комплексной автоматизации дошкольного образования и обеспечения информационной поддержки предоставления дошкольных образовательных услуг.

Данные направления нашли отражение в распоряжениях Правительства РФ № 1993-р от 17.12.2009 г. и № 729-р от 25.04.2011 г., устанавливающих перевод в электронный вид государственной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), в субъектах РФ. Эта услуга направлена на оптимизацию процесса записи детей и планирования количества мест в детских садах.

Центром экономических проектов разработан и внедрен сервис электронной записи в дошкольные образовательные учреждения "Моя первая очередь", функционирующий в web-среде на принципах SaaS.

Основной целью электронного сервиса является совершенствование и достижение максимальной эффективности реализации управленческих функций. Достижение данной цели обеспечивается посредством упрощения и оптимизации процесса записи в детские сады. Функциональные возможности системы позволяют:

  1. подавать заявление одним из родителей (либо законным представителем) ребенка на постановку в электронную очередь в одно или несколько учреждений дошкольного образования;

  2. оперативно согласовывать, утверждать и отклонять заявления органами, принимающими решение о зачислении, на каждом этапе административного процесса;

  3. применять инструменты графического анализа для построения динамики выбранных показателей, в том числе отслеживать процесс подачи электронных заявок в различной разрезности;

  4. составлять протоколы зачисления и распределения будущих воспитанников по группам учреждений дошкольного образования;

  5. добавлять, удалять и изменять группы (в т.ч. редактировать количество мест в группах) в учреждениях дошкольного образования на очередные периоды;

  6. автоматически уведомлять родителей (законных представителей) об изменении статуса заявления посредством рассылки писем на адреса указанной электронной почты;

  7. перераспределять воспитанников между учреждениями дошкольного образования в электронном виде, избегая дополнительных административных мероприятий и процедур.

Идеология программного комплекса позволяет автоматизировать как централизованную модель (в случае, когда запись в детские сады осуществляется централизовано Управлением образования), так и децентрализованную модель комплектования когда запись осуществляется дошкольными образовательными учреждениями самостоятельно или через специализированные центры).

Сервис относится к категории G2C (Government - to - Citizen), автоматизируя взаимодействие органов власти и гражданам. В результате внедрения сервиса:

  • отпадает необходимость стоять в "живых" очередях при первом посещении органа, осуществляющего прием заявлений;
  • появляется возможность в удобной для себя обстановке выбрать учреждения, заполнить все данные, подать заявление и в дальнейшем, в режиме реального времени, отслеживать его статус;
  • отпадает необходимость дополнительного посещения структурных подразделений системы дошкольного образования для подачи заявлений в учебные учреждения разных типов;
  • появляется возможность редактирования заявления до отправки в случае смены решения;
  • появляется возможность подачи заявлений в несколько учреждений дошкольного образования, что существенно повышает шансы зачисления в желаемый детский сад.

5 шагов к детскому саду

Основным преимуществом системы является существенное упрощение процесса подачи заявления, который теперь содержит всего 5 шагов (см. рисунок):

 

  1. вход на сайт сервиса;

  2. регистрация и осуществление процедуры авторизации;

  3. внесение данных ребенка в систему;

  4. создание заявления;

  5. мониторинг статус заявления.

Наиболее ожидаемым социальным эффектом от внедрения сервиса является удобство для получателей муниципальной услуги. Кроме того внедрение сервиса обеспечивает:

  • автоматизацию всего процесса и объединение его участников посредством web-технологий;
  • возможность оценки реального размера очереди (с учетом возможности дублирования);
  • значительное сокращение объемов бумажной работы;
  • возможность полного контроля на всех этапах административного процесса;
  • сведение к минимуму количества очных взаимодействий граждан с органами местного самоуправления и существенное сокращение временных затрат;
  • снижение социальной напряженности за счет обеспечения прозрачности административных процедур;
  • получение полной картины потребности в дополнительных учреждениях малого дошкольного образования сотрудниками органа, ответственного за предоставление услуги.

На сегодняшний день осуществлен запуск сервиса на территории Удмуртской республики. Города Ижевск и Глазов стали пилотными площадками для реализации проекта "Моя первая очередь" в рамках республиканской целевой программы "Развитие информационного общества".

С 15 сентября в городе Ижевске электронный сервис запустился в полном объеме. К концу третьего дня после запуска сервиса на нем зарегистрировано более 3 ООО пользователей и подано около 6 500 заявлений. По словам заместителя начальника Управления образования Администрации города Ижевска Елены Казаковой в интервью ГТРК "Удмуртия", в первый день открытия сервиса: "Благодаря электронной очереди, живая уже сегодня иссякла".

Как и любое нововведение, автоматизация процесса сталкивается с рядом сложностей.

Электронная очередь является единой, поэтому на данный момент актуальной задачей является внесение в нее всех уже существующих "бумажных" заявлений. Также, стоит отметить влияние человеческого фактора, а именно, возникновение ошибок при регистрации и внесении данных родителями.

Своевременное внесение корректировок и корректировка процессов, в конечном счете, приведут к полноценному переходу на электронную очередь.

 

Кирилл НЕМЕЦ, директор департамента инновационной деятельности Центра экономических проектов

Журнал "Муниципалитет" №5-2011